Богдан Иванович Ханенко (русский промышленник, коллекционер и меценат) закончил Московский университет по специальности юрист и получил назначение в Петербург в 1871 году. Там его знакомыми стали Юрий Дружинин, брат известного литератора и Дмитрий Григорович, секретарь Санкт-Петербургского Общества Поощрения Художников. В Петербурге Ханенко увлёкся коллекционированием, там же он заключил брак с Варварой Терещенко, дочкой богатого сахарозаводчика. Брак сделал Богдана финансово независимым, а жена поддерживала его в делах всю жизнь. Спустя какое-то время супруги познакомились с Петром Семёновым-Тян-Шанским, известным учёным, который увлекался коллекционированием нидерландской и голландской живописи. Они набрались у него опыта и получили полезные советы, после чего начали целенаправленное коллекционирование с целью продемонстрировать развитие искусства за несколько столетий.
Правительство России проводило судебную реформу и юрист Ханенко в 1876 году был переведён в Варшаву. 4 года в Польше были наполнены трудом и заядлым коллекционированием — именно здесь Богдан Иванович покупает остатки коллекции картин известного в 18 веке министра и коллекционера графа Генриха Брюля. Главную часть собрания Брюля купила императрица Екатерина Вторая ещё в 18 столетии. Ныне она находится в музее Эрмитаж. Обратил своё внимание Ханенко и на декоративно-прикладное искусство. Кроме картин старых мастеров он начинает покупать фарфор, изделия из стекла и майолику Италии.
Состав коллекции
— искусство Древнего Египта (небольшая коллекция).
— искусство Древней Греции (керамика, танагрские статуэтки, археологические вещи)
— искусство этрусков (единичные экземпляры)
— искусство Древнего Рима (два мраморных портрета, античное стекло, археология)
— искусство Византии (энкаустические иконы, мозаики археология)
— искусство западноевропейского средневековья (Франции, Италии и так далее)
— искусство эпохи Возрождения
— искусство Нидерландов XV—XVI веков
— искусство Фландрии XVII века (единичные картины и гобелены)
— искусство Голландии XVII века (живопись почти без великих имён, кельтский фаянс)
— искусство Испании
— искусство Франции эпохи рококо XVIII века
— искусство Германии (только фарфор)
— искусство стран арабского востока и Индии (единичные вещи)
— искусство Китая
— искусство Японии
— искусство зарубежных стран XIX—XX веков (единичные творения)
— кабинет гравюр
— библиотека
В 1888 году Ханенко ушёл в отставку и поселился в Киеве. Для жилья и размещения своих коллекций решил построить шикарный особняк. Его фасад напоминает палаццо из Венеции, а залы выдержаны в стилистике голландского барокко 17 века, готики, рококо, Ренессанса. Ханенко дополнили интерьеры мебелью соответствующей эпохи, оружием, посудой, кофрами и ценными гобеленами. Вскоре после смерти Ханенко, случившейся в мае 1917 года, его вдова Варвара в декабре 1918 года передала всё его собрание в дар городу Киеву. 23 июня 1919 года коллекции был присвоен статус музея.
В конце 1920-х — в начале 1930-х годов правительство Советского Союза для получения средств на проведение индустриализации страны начало процесс распродажи музейных и церковных ценностей. Не избежал этого процесса и музей искусств… Среди проданных ценностей оказались византийские иконы, гобелен «Поклонение волхвов» (Франция, 1512 год), картина Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева». Последнее творение было продано в мае 1931 года в Берлине. Но основные потери музей понёс во время немецкой оккупации Киева: было вывезено около 360 картин, 9 ценных скульптур и 20690 гравюр. До прихода нацистов удалось эвакуировать лишь часть ценностей рекой до Днепропетровска, а потом в Уфу. Еще часть удалось спрятать в самом Киеве. После войны эвакуированные ценности были возвращены музею. После освобождения Киева в 1943 году из хранилищ достали часть спрятанных картин, фарфор, нумизматические коллекции, были возвращены и ценности из эвакуации. Здание музея устояло, но требовало ремонта. В послевоенный период собрание постепенно увеличивалось, но небольшие послевоенные поступления так и не смогли полностью компенсировать потери, не заполнили значительные потери в коллекции.
Где находится национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко?
улица Терещенковская, 15
(044) 235-32-90
ср, чт, пт, сб, вс: 10:30 — 17:30, пн, вт: выходной